ХI Летняя лингвистическая школа
8-18 июля 2009 г., Дубна, "Ратмино"


О школе 2009 2008 2007 2006 2005 2004 (зима) 1997 1997 (зима) 1995 1993 1992

Программа Преподаватели Расписание Материалы Участники

Надежда Ароновна Шапиро

«Вторичные признаки» художественного слова и смысл

гиперболы, метафоры, литоты,
вторичные половые признаки
Поэзии...

Ян Сатуновский

Известно, что не способность употреблять так называемые изобразительно-выразительные средства делает человека писателем и не умение писать ямбами или хореями — поэтом. Однако известно и то, что художественный смысл прозы не сводится ни к прямо высказанным в ней идеям, ни к морали, которую можно вывести из жизненного пути героя. Полнота понимания невозможна без более или менее осознанного восприятия особенностей речи — и строя фразы, и словоупотребления, и сочетания стилей. То же справедливо и для поэзии, только здесь воспринимаются еще метр и ритм, особенности рифмовки или отсутствие рифмы, характер звучания и др.

На семинарских занятиях будет рассмотрено на конкретных примерах (поэзия — от Пушкина и Тютчева до поэтов лианозовской школы, проза ХХ в.), как разные «вторичные признаки» художественной речи влияют на восприятие и формируют представление о художественном мире того или иного произведения.